Фрагмент для ознакомления
2
Появление понятия профессиональной этики журналиста стало результатом осмысления роли и важности журналистики в социальном обществе. Она напрямую связана с профессиональной моралью, определяющей отношения людей этой профессии с обществом. Профессиональная журналистская мораль создает определенные стандарты личных и групповых связей, складывающихся в сознании профессиональной группы, рекомендации, регулирующие ее деятельность. Профессиональная этика журналиста определилась в различных видах деятельности СМИ, регламентируя нормативное поведение специалистов. Ее развитие происходит длительное время, и она основывает модели их профессионального поведения, которые предполагают создание уставов, кодексов и т.п.
В России из-за произошедших социальных событий были нарушены процессы развития профессиональной журналистской морали и этики.
В девяностые годы, благодаря новым появившимся возможностям журналистики, произошел недолгий подъем деятельности СМИ. Однако затем появились очевидные проблемы: явно снизилось качество подаваемой массовой информации, ухудшились взаимоотношения журналистов с гражданским обществом, появились серьезные внутрикорпоративные разногласия [3, 4, 6].
Для того чтобы нормализовать создающуюся в СМИ сложную ситуацию, 23 июня 1994 года Конгрессом журналистов России в Москве был создан и одобрен Кодекс профессиональной этики российского журналиста, который по сути является основой формирования личности журналиста. Данный Кодекс регламентирует деятельность журналиста, создавая основу для его профессионального и морально-этического роста как личности и профессионала.
В п.3 КПЭ говорится, что «журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений» [21].
Исследователь Д.С. Авраамов считает, что правдивое изложение информации прямая обязанность журналиста. Представители журналистской профессии обязаны излагать факты, не нарушая подлинный смысл полученной информации, давая общественности правдивые и объективные данные [1, с. 210]. Журналист должен публиковать только ту информацию, источник которой ему известен, проверен и получен законно, а при получении информации конфиденциальным путем - сохранять анонимность источника. Подобные материалы журналист может использовать в своих публикационных произведениях в случаях, если они не нарушают права и свободы гражданина; существует необходимость защиты общественных интересов и приняты меры против идентификации посторонних лиц; демонстрация записи происходит по решению суда [1, с. 70]. Представители журналистской профессии обязаны уважать достоинство и честь объектов своего профессионального внимания. Они не имеют права публиковать частную жизнь без разрешения объекта публикации.
Журналистская этика подразумевает отказ от фальсификации полученных сведений. Журналист не имеет права распространять слухи под видом достоверной информации.
Таким образом, вышеописанные принципы поведения направлены на регламентирование нравственных поступков представителей СМИ. При соблюдении данных правил журналистской этики журналисты не будут восприниматься обществом как «проныры» и «желтухи».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что требования журналистской этики становятся канонами во взаимоотношениях между журналистом и аудиторией, коллегами, руководством, источником информации, автором и героем журналистского творчества. [5].
Журналистская этика неразрывно связана с правовыми нормами, регламентируемыми органами законодательной власти, в то время как журналистская этика регламентируется стандартами профессиональных сообществ. За нарушения с правовой стороны следует наказание с участием правоохранительных органов в соответствии с Законодательством Российской Федерации, со стороны этики - наказание в соответствии с инициативами профессиональной общественности, так как свободой информации нельзя злоупотреблять [6].
Профессиональная этика, безусловно, положительно влияет личность журналиста и является основой формирования его профессиональных качеств. Однако внешняя среда не всегда оказывает благотворное влияние на формирование профессиональных принципов и мировоззрения сотрудника СМИ, создавая платформу для действий с его стороны, противоположных этике Кодекса.
1.1. Влияние внешней среды на формирование профессиональных принципов и мировоззрения современного журналиста
Иммануил Кант, немецкий философ XVIII века, писал что «человеку априорно (вне опыта, независимо от опыта) дан некий нравственный закон, которым и определяется его выбор той или иной максимы поведения в каждой конкретной ситуации». Кант дал этому закону название «категорический императив», указывая на то, что он имеет всеобщий обязательный характер и проявляет себя в виде веления долга. Следуя этому закону, человек отказывается от корыстных поступков и живет по «принуждению одним лишь разумом и его объективным законом» [9]. Мы видим, что нравственное формирование личности журналиста в социальном обществе включает моральные принципы, нравственный поиск, которые подразумевают освоение им имеющегося у общества морально-этического опыта, установившегося в разных видах общественного сознания. В связи с этим определяются и его собственные предпочтения, тип и критерии поведения, и таким образом можно видеть, как внешняя среда – государственные, общественные и иные структуры, СМИ, которые создают для этого необходимые условия, – влияют на профессионально-нравственный аспект его личности. Недопонимание руководителями и учредителями СМИ важности данных процессов приводят к негативным последствиям в становлении личности журналиста [12]. Вытеснение же нравственных ценностей с экранов ТВ, Интернета и страниц периодической печати некоторыми чиновниками властного аппарата государства и средств массовой информации обрекает не только самого журналиста на снижение его творческого потенциала, но и становится угрозой падению нравственности во всем обществе, что может повлечь за собой серьезные социальные катаклизмы [1, 2, 3]. Мы можем наблюдать, например, как внешняя среда влияет на принципы 1 и 2 государственных каналов России, где в последнее время произошел заметный разброс ценностей, который в массовом сознании, на наш взгляд, привел к идентификационному кризису. Это видно на примере популярной передачи «Бесагон» известного режиссера, народного артиста России Н. Михалков, которая была за запрещена на этих каналах звонками «из внешней среды» из-за резких высказываний режиссера, подтвержденных документами и фактами, против разрушения классического образования, пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и т.д. Также был «удален» с этих каналов за резкую критику существующей системы и всеми любимый писатель-сатирик М. Задорнов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Профессиональная этика журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В. Лазутина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 224 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 5–е изд., стереотип. М.: Академия, 2016. – 672 с.
3. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс]. URL: http://spiritual_culture.academic.ru/ Дата доступа: 05.05.2022.
4. Виноградов В.В. Избранные труды. М.: Наука, 2019. 559 с.
5. Гуржий, Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения / Д. А. Гуржий. // Молодой ученый. 2015. — № 12 (92). С. 991-993. URL: https://moluch.ru/archive/92/20451/ (дата обращения: 08.05.2022).
6. Долгина, Е. С. Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения / Е. С. Долгина, Е. А. Минязева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 91-93. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7391/ (дата обращения: 07.05.2022).
7. Дзялошинский, И.М. Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты: в 2-х т. Т. I. Монография / И.М. Дзялошинский. – М.: Издательство АПК и ППРО, 2017. – 366 с.
8. Сотрудничество редакции с аудиторией. Орлова Т.Д. [http://evartist.narod.ru/text5/67.htm#з_03]
9. Колесников Н.П. Культура речи. М.: Просвещение, 2017. 380 с.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс]. Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. URL: http://didacts.ru/slovari/pedagogichskii-slovar.html Дата доступа: 05.05.2022.
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс].– URL: http://slovarozhegova.ru/ Дата доступа: 05.05.2022.
12. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста / Самарцев О. Р. – М., 2007
13. Соловьев Э. И. Кант. Взаимодополнительность морали и права. М., 1992.
14. Цвик, В.Л. Телевизионная служба новостей / В.Л. Цвик. М., 2013. 67 с.
15. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития/ под ред. Я.В. Любивый; Акад. наук Украины, Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1993. 141 с.
16. Социология журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. М:., 1998. С. 210.
17. Четверикова О.Н. Новый цифровой мир глобализации, видеолекции, 2014.
18. Щербакова Г. И. «Делай, что должно…» [Текст]: Практикум по дисциплине «Профессиональная этика журналиста» / Г. И. Щербакова. – Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. – 87 с.
19. Шереля А.А. Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. М., 2005
20. Dame Rebecca West // Encyclopædia Britannic, 2012. Р. 261.
21. https://docs.cntd.ru/document/901854413
22. https://alexandr-palkin.livejournal.com/
23. http://whatisgood.ru/tv/vyskazyvaniya-izvestnyx-lyudej-o-rossijskix-smi/
24. https://news.rambler.ru/community/33933581/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
25. http://foliantes.ucoz.net/
26. https://tass.ru/
27. https://bessmertnybarak.ru/
28. http://journalisti.ru
29. https://biographe.ru/politiki/anna-politkovskaya